Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.
История
Первые выборы президента Белоруссии состоялись 10 июля 1994 года, в них участвовали 6 кандидатов. В первом туре тройка лидеров набрала: Александр Лукашенко — 44,82 %, Вячеслав Кебич — 17,32 %, Зенон Позняк — 12,82 %. Во втором туре с результатом около 80 процентов победил Александр Лукашенко.
24 ноября 1996 в Белоруссии был проведен референдум на который были вынесены поправки расширяющие полномочия исполнительной власти и президента и некоторые другие вопросы. За принятие поправок высказалось 70,45 % избирателей*.
9 сентября 2001 состоялись очередные выборы президента, победителем в которых вновь стал Лукашенко, набрав 75,62 % голосов*.
17 октября 2004 был проведен референдум о внесении поправок в Конституцию, снимающих ограничение на количество президентских сроков. 77,3 % избирателей* поддержало эти изменения. Следует отметить, что изменения в закон «О президенте Республики Беларусь» исключающие ограничения в два срока были одобрены Советом республики только 5 октября 2006 [1] Таким образом, на момент проведения президентских выборов 2006 года в Белоруссии действовала Конституция не содержащая ограничений на количество президентских сроков и закон о Президенте, статья 8 которого гласила: Срок полномочий Президента — пять лет. Одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков. Однако, согласно статье 137 Конституции в случае противоречий, она имеет приоритет перед законами, указами и т. д.
19 марта 2006 состоялись очередные выборы Президента Республики Беларусь. Победу на них одержал Александр Лукашенко.*
* Все выборы и референдумы после выборов 1994 года традиционно обьявляются представителями оппозиции и наблюдателями от западных стран проведенными с грубыми нарушениями, а их результаты сфальсифицированными. Одновременно наблюдатели от стран СНГ традиционно заявляют, что выборы прошли без существенных нарушений.